Вести-туризм: Казань легендарная

31 октября 2013 г., четверг

В некотором царстве, в некотором государстве… Точнее так - действие развивалось на берегу реки одной, где не только старик со старухой жили-были, но и другие люди не тужили. Место было славное - чистая прохладная река, леса, холмы… И всё бы ничего, но не давали покоя змеи, во множестве, жившие на этой земле. И созвали тогда жители местные совет - что делать, как быть. Позвали шамана, который повелел собрать хворост, обложить им зимой весь холм, на котором жили змеи, и весной, когда они выберутся погреться на солнышке, - поджечь. И было так, и не стало гадов. Вернее, почти не стало. Потому как самый большой змей - крылатый и мудрый Зилант - уцелел. Воспарил он над клубами дыма, обдал всех огнем и улетел. Недолго думая бросился в погоню один из воинов-батыров, догнал и таки одолел чудище. Так и ушла в небытие "змеиная" история города, но оставила она свое наследие в виде символа града - крылатого змия. А город тот стал процветать пуще прежнего - по сей день тоски не знает. Имя ему - Казань.

Данная легенда послужила основой оформления одной из станций Казанского метрополитена - "Кремлевской", где по своду мрачного и темного "подземелья" прогуливается крылатый змей, напоминая пассажирам о своей роли в истории города.

Немало легенд, мифов и реальных историй, связанных со многими достопримечательностями "спортивной столицы" России, помнят и местные старожилы. С течением времени горожане сами дополняют, приукрашивают рассказы, но как не послушать - ведь каждый из нас хочет получить частичку древнего и таинственного… Вот одна из них, хотя и не самая известная.

После осады Казани татарской 22- летний русский царь Иоанн IV, на тот момент ещё не получивший прозвания Грозный, сумел сломить оборону города и взял его штурмом за 10 дней. Вдобавок ко всем полагающимся почестям затребовал он, чтоб царица казанская, красы доселе невиданной, вышла за него замуж. Но Сююмбике была не только красива, но ещё умна и горда. "Хорошо, - сказала она, - выйду я за тебя, но при одном условии - построй мне башню, выше которой нет в моем городе, и срок тебе даю - неделю. Не выполнишь моих условий - не бывать свадьбе!"

Знала Сююмбике, что непосильную задачу ставит перед женихом нелюбимым, и была спокойна. Но царские желания, а тем паче приказания, либо выполняются, либо находится палачу работа. Созвал Иоанн мастеров со всех земель окружных. И что ни день - воздвигается ими, как из-под земли растет новый ярус башенный. По завершении седмицы отведенной стояла башня из красного кирпича, и с самого верха ее весь город был виден - не было во всей Казани ни дома, ни стены, ни башни выше.

Опечалилась Сююмбике, но слово есть слово, давши - назад не возьмешь. Стали готовить пиры свадебные, гостей созывать. Упросила она жениха посмотреть на город свой красивый, поднялась на башню да и кинулась вниз, разбившись оземь.

Девушка, стоящая рядом, тихонько шепчет, чтоб экскурсовод не услышал: "Да нет же, за косу ее подвесили, за то, что царю отказала! Смотрите, вот и башня наклонилась. Ого, так сколько ж должна была весить царица?" Мда, на этот вопрос ответа нет. Как и нет в основании этой легенды никакой почвы - у красавицы Сююмбике судьба сложилась еще более трагично, чем в легенде, и к башне, построенной, кстати, в середине XVIII, а не в XVI веке, когда Иван Васильевич воевал в этих местах с казанским ханом, никакого отношения она не имеет. Сложена она была как дозорная башня с высотой 58 метров, а наклонилась почти на два метра за счет прогнившего нижнего венца, который недавно был заменен. Как обещают реставраторы, падение башне больше не грозит.

Раз уж мы оказались в Казанском кремле, где и располагается башня, то нельзя не посмотреть на еще два красивейших сооружения разных эпох и религий, выполненных в одной бело-голубой цветовой гамме. Это православный Благовещенский собор, заложенный по приказу Ивана IV после штурма Казани. За три дня сложили деревянную церковь, следом в течение нескольких лет появился красивейший храм, а в последующие годы благодаря постоянным реконструкциям он превратился уже в собор. Рядом с ним установлен памятник русскому и татарскому зодчим, трудившимся на строительстве.

Совсем рядом, в буквальном смысле за углом, стоит другой памятник, но уже исламской культуры - мечеть Кул Шариф, построенная менее десяти лет назад, а с 2005 года ставшая главной и самой большой мечетью Татарстана. Возвели её на месте восьмиминаретной древней мечети, разрушенной войсками того же Ивана IV в 1552 году.

Наверное, самая известная легенда Казани - об обретении иконы, впоследствии названной Казанской иконой Божией Матери. В 1579 году являлась Богородица во сне отроковице Матрене с наказом достать икону, зарытую в землю. Дважды не поверили взрослые девочке, но в третий раз убоялись и выполнили наказ. Нашла икону сама Матрена, взявшаяся помогать в поисках, на месте обретения стоит часовенка фоне Казанского Богородицкого монастыря.

Множество чудес и исцелений произошло с помощью Богородицы. Вплоть до начала XX века покрывала она своим омофором казанцев. Но в 1904 году икона была украдена. Следствие в рекордные сроки выявило преступников. Выяснилось, что ее украли из-за дорого оклада с драгоценными камнями (есть такой обычай - получившие помощь жертвовали украшения, драгоценности, из которых чаще всего выплавляли единый оклад), а саму икону разрубили и сожгли. Но не было найдено подтверждений словам воров, как не была найдена и сама икона…

С другой стороны, многие реальные истории со временем перешли в разряд легенд. Чего только стоит рассказ о выдающемся математике, создателе неевклидовой геометрии Николае Ивановиче Лобачевском, который на протяжении почти 20 лет был ректором Казанского университета. На годы его "правления" пришлась эпидемия чумы 1830 года, однако умелые и уверенные действия ученого позволили избежать жертв среди студентов. Как миновал Казанский университет и пожар, случившийся в городе в 1842 году. Благодаря тому что огонь не тронул корпусов университета, до нас дошла уникальная библиотека - любимое детище Лобачевского, который радел не только о приумножении ее томов, но и о сохранении их для потомков. Специально для нее незаурядный ректор изобрел особый полый кирпич, благодаря которому в помещении поддерживалась идеальная для самочувствия фолиантов влажность.

В те времена в России было немало иностранцев, приехавших на службу, или потомков тех, кто когда-то перебрался в поисках лучшей доли из Европы. Например, немецкий врач Карл Фукс, еще одна неординарная личность в казанской истории. Своим талантом и человеческими качествами он достаточно быстро заслужил доверие горожан и имел обширную медицинскую практику. Среди его пациентов были и женщины мусульманского вероисповедания, что для тех лет было весьма и весьма неординарно - иноверец да еще и мужчина… Прием проходил следующим образом: доктор и больная общались через ширму, единственной доступной для осмотра частью тела была рука, по цвету и состоянию кожи которой, а также по словесным описаниям недуга Фукс и ставил диагноз. Говорят, ошибался он крайне редко.

Помимо медицины, Фукс нашел себя в этнографии, ботанике и истории, оставив в наследство казанцам и всем интересующимся книгу "Казанские татары", в которой подробно описываются не только статистические, но и этнографические данные, быт и обычаи этого народа. В качестве завершающего штриха к портрету доктора можно добавить, что для того, чтобы в буквальном смысле лучше понимать своих пациентов, а также заниматься научными изысканиями, он выучил татарский. За год.

Еще одну легенду казанцы увековечили в бронзе. В сказке, написанной Габдалой Тукаем идет речь о кознях мифического существа Шурале. Эта нечисть любила до смерти щекотать простодушных людей своими пальцами-крючьями, и не было никому от него пощады. Но однажды Шурале повстречал простого дровосека, не обиженного умом. Это сказку можно прочитать в сборниках произведений Тукая, но чтобы не томить вас неизвестностью, скажем, что дровосек оставил чудо природы в дураках.

Встретить этих двоих можно на берегу озера Кабан - они ведут свой неспешный спор, сидя на бревнышке, и солнце отражается от полированного рога Шурале. Полированного - потому что легенда приросла одной приметой - на удачу следует потереть-подержаться за рог, растущий из затылка этого существа. Идея, если честно, сомнительная. Во-первых, победителем вышел все же дровосек, а во-вторых, просить помощь у нечисти… Видимо, многие об этом задумываются, и ладони да пуговки на одежде хитреца из рода человеческого тоже характерно поблескивают.

На десерт - немного искусства. Практически на любой экскурсии по городу гостям обязательно покажут шаляпинские места и поведают массу историй о великом певце. В том числе и забавных, открывающих его личность с самых разных сторон. Оказывается, шестилетний Федор, когда оставался дома один - так уж сложилось, что некому было за ним приглядывать, убегал через окно слушать заезжих музыкантов.

Или вот еще одна история - о том, как Алешу Пешкова взяли в церковный хор, а Федю Шаляпина - нет. Впрочем, такая музыкальная несправедливость не повлияла ни на их дальнейшую дружбу, которой оба оставались верны многие и многие годы, ни на род занятий: Алексей Максимович все же стал писателем, а не певцом, а вот Федор Иванович как раз наоборот.

Чтобы не раскрывать раньше времени всех городских тайн и не лишать хлеба казанских экскурсоводов, мы остановимся на этом. Добавим лишь, что Казань, вне всякого сомнения, заслуживает туристического визита, а в качестве доброго совета скажем, что начать его можно, например, с поездки на двухэтажном экскурсионном автобусе, чей маршрут пролегает через все мало-мальски значительные достопримечательности.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International