Родился в 1961 году в городе Белокоровичи Житомирской области Украины в семье кадрового офицера. Пока военный сейсмолог Абрар Бариев колесил по огромной стране, называвшейся еще недавно СССР, значительная часть детства будущего героя прошла на родине отца - Ирнуре, что в Республике Марий Эл. Как вспоминают в здешней школе, Радик был круглым отличником, его постоянно ставили в пример. Школу он окончил со средним балом 4,9 - досадную четверку в аттестате вывели по истории. Вопроса «кем быть?» перед ним не стояло, парень давно решил, что будет летчиком.
В 1978 году он поступил в Качинское летное училище. Там в 19 лет впервые сел за штурвал самолета. Из более чем шести тысяч вылетов в его послужном списке первый, конечно же, запомнился больше всего из-за переполнявших эмоций. После окончания в 1982 году училища Бариев служил в 145-м истребительном полку в Ивано-Франковске в Прикарпатском военном округе. В 1988 году поступил в Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина.
С 1991 года Радик – в Центре подготовки летчиков-испытателей имени В.П. Чкалова в городе Ахтубинске. В январе 2002 года его назначают начальником 267-го летно-испытательного центра.
Здесь получают путевку в жизнь все новые модели самолетов - от спортивных до тяжелых бомбардировщиков. Задача испытателей - выявить предел возможностей новой машины и создать практическое руководство по управлению ей для строевых летчиков.
Под началом Бариева работали полторы тысячи профессионалов, в том числе 250 полковников, более десяти Героев России.
А всего за 90 лет существования Центра в нем выросли 5 дважды Героев Советского Союза, 92 Героя Советского Союза, 21 Герой России. Центр имеет свой диссертационный Совет, в котором защищено более 500 кандидатских диссертаций, 60 докторских. Сейчас в Центре служат 55 кандидатов и 12 докторов наук. Словом, это суперэлита отечественной авиации.
После длительного простоя отечественной военной авиации в лихие 90-е годы, когда самолеты больше стояли на земле, чем летали, найти асов было непросто. Поэтому прошедших отбор пилотов доучивали тут же, в Центре. Подготовка одного современного летчика-испытателя обходится государству в несколько миллионов долларов. Поэтому они товар штучный: на всю Россию насчитывается сегодня всего 15 испытателей истребителей и 20 испытателей бомбардировщиков. А вот зарплата до последнего времени явно не дотягивала до достойной, но в испытатели люди идут не корысти ради, а с осознанием огромной ответственности, ведь цена современных моделей самолетов приближается к ста миллионам долларов за штуку и нередко они существуют в единственном экземпляре. Потерять такой самолет - значит отбросить страну на два-три года назад. В городке, где располагается Центр, есть памятник летчикам-испытателям, погибшим при испытаниях машин. На стеле золотом выбиты около 50 фамилий.
Как вы, читатели, поняли, наверное, риск, нештатные ситуации для обитателей летного Центра - повседневная норма. Как признался немногословный начальник Центра, лично у него за время летной службы возникало десятка полтора нештатных ситуаций. Радик Абрарович не раз рисковал жизнью, спасая боевые машины. Первый раз между жизнью и смертью он оказался, когда ему было всего 24 года - в воздухе у самолета отказало управление. И хотя с земли последовала команда покинуть самолет, он посадил-таки МИГ-29, за что был награжден орденом Красной Звезды. В другой раз ракета, которую несет самолет, взорвалась сразу после пуска, едва отделившись от машины. Осколками повредило один двигатель, был пробит топливопровод, а до базы не меньше сотни километров. Бариев дотянул, причем едва колеса коснулись бетонки, как двигатель заглох - кончилось топливо. Говорят, когда готовили документы на очередное награждение, подсчитали, что на спасенных Бариевым самолетах он сэкономил для бюджета страны не менее миллиарда долларов.
Россия единственная страна, которая делает самолеты с управляемым вектором тяги, то есть с поворачивающимися двигателями. Такая машина может повисать в воздухе, крутиться как волчок, делать сальто-мортале. Применение управляемого вектора тяги в воздушных боях стало темой диссертации полковника Бариева. Он пока единственный в мире летчик, который, находясь в управляемом штопоре, поразил воздушную цель. Этот прием стал принципиально новой страницей в теории воздушного боя.
За период летной и испытательной работы Бариев освоил и испытал более 50 типов и модификаций самолетов. Он провел 13 государственных испытаний новой авиационной техники.
Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2006 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, старшему летчику- испытателю, начальнику летно-испытательного Центра Радику Абраровичу Бариеву присвоено звание Героя России.
«Полковник Бариев не раз рисковал своей жизнью, однако личное мужество и высокий профессионализм помогали ему всякий раз находить единственно верный выход из самых сложных ситуаций», - отметил Владимир Путин на церемонии награждения.
Несмотря на высокий пост, Бариев времени в небе проводит не меньше, чем раньше, ибо убежден, что в авиации «свадебных генералов» не бывает. С годами перегрузки даются все труднее, поэтому после полетов - обязательная реабилитация. Два часа в день Бариев обязательно проводит на тренажере и в общем-то физическоцй формой своей доволен. «Доктора сказали, что лет на десять меня еще хватит», - улыбается ас. Вот таков он, Герой России Радик Абрарович Бариев!