"Мы помним!: Бариев Радик Абрарович

9 декабря 2013 г., понедельник

Родился в 1961 году в городе Белокоровичи Жито­мирской области Украины в семье кадрового офице­ра. Пока военный сейсмолог Абрар Бариев колесил по огромной стране, называвшейся еще недавно СССР, значительная часть детства будущего героя прошла на ро­дине отца - Ирнуре, что в Республике Марий Эл. Как вспо­минают в здешней школе, Радик был круглым отличником, его постоянно ставили в пример. Школу он окончил со средним балом 4,9 - досадную четверку в аттестате выве­ли по истории. Вопроса «кем быть?» перед ним не стояло, парень давно решил, что будет летчиком.

В 1978 году он поступил в Качинское летное училище. Там в 19 лет впервые сел за штурвал самолета. Из более чем шести тысяч вылетов в его послужном списке первый, конечно же, запомнился больше всего из-за переполняв­ших эмоций. После окончания в 1982 году училища Бари­ев служил в 145-м истребительном полку в Ивано-Фран­ковске в Прикарпатском военном округе. В 1988 году поступил в Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гага­рина.

С 1991 года Радик – в Центре подготовки летчиков-испытателей имени В.П. Чкалова в городе Ахтубинске. В январе 2002 года его назначают начальником 267-го летно-испытательного центра.

Здесь получают путевку в жизнь все новые модели са­молетов - от спортивных до тяжелых бомбардировщиков. Задача испытателей - выявить предел возможностей новой машины и создать практическое руководство по уп­равлению ей для строевых летчиков.

Под началом Бариева работали полторы тысячи профессионалов, в том числе 250 полковников, более десяти Героев России.

А всего за 90 лет существования Центра в нем вырос­ли 5 дважды Героев Советского Союза, 92 Героя Советско­го Союза, 21 Герой России. Центр имеет свой диссертаци­онный Совет, в котором защищено более 500 кандидат­ских диссертаций, 60 докторских. Сейчас в Центре служат 55 кандидатов и 12 докторов наук. Словом, это суперэли­та отечественной авиации.

После длительного простоя отечественной военной авиации в лихие 90-е годы, когда самолеты больше стояли на земле, чем летали, найти асов было непросто. Поэтому прошедших отбор пилотов доучивали тут же, в Центре. Под­готовка одного современного летчика-испытателя обхо­дится государству в несколько миллионов долларов. По­этому они товар штучный: на всю Россию насчитывается сегодня всего 15 испытателей истребителей и 20 испыта­телей бомбардировщиков. А вот зарплата до последнего времени явно не дотягивала до достойной, но в испытате­ли люди идут не корысти ради, а с осознанием огромной ответственности, ведь цена современных моделей само­летов приближается к ста миллионам долларов за штуку и нередко они существуют в единственном экземпляре. По­терять такой самолет - значит отбросить страну на два-три года назад. В городке, где располагается Центр, есть па­мятник летчикам-испытателям, погибшим при испытаниях машин. На стеле золотом выбиты около 50 фамилий.

Как вы, читатели, поняли, наверное, риск, нештатные ситуации для обитателей летного Центра - повседневная норма. Как признался немногословный начальник Центра, лично у него за время летной службы возникало десятка полтора нештатных ситуаций. Радик Абрарович не раз рисковал жизнью, спасая боевые машины. Первый раз между жизнью и смертью он оказался, когда ему было все­го 24 года - в воздухе у самолета отказало управление. И хотя с земли последовала команда покинуть самолет, он посадил-таки МИГ-29, за что был награжден орденом Красной Звезды. В другой раз ракета, которую несет само­лет, взорвалась сразу после пуска, едва отделившись от машины. Осколками повредило один двигатель, был про­бит топливопровод, а до базы не меньше сотни километ­ров. Бариев дотянул, причем едва колеса коснулись бетон­ки, как двигатель заглох - кончилось топливо. Говорят, когда готовили документы на очередное награждение, подсчитали, что на спасенных Бариевым самолетах он сэкономил для бюджета страны не менее миллиарда дол­ларов.

Россия единственная страна, которая делает самолеты с управляемым вектором тяги, то есть с поворачивающи­мися двигателями. Такая машина может повисать в возду­хе, крутиться как волчок, делать сальто-мортале. Примене­ние управляемого вектора тяги в воздушных боях стало те­мой диссертации полковника Бариева. Он пока единст­венный в мире летчик, который, находясь в управляемом штопоре, поразил воздушную цель. Этот прием стал прин­ципиально новой страницей в теории воздушного боя.

За период летной и испытательной работы Бариев ос­воил и испытал более 50 типов и модификаций самолетов. Он провел 13 государственных испытаний новой авиаци­онной техники.

Указом Президента Российской Федерации от 4 февра­ля 2006 года за мужество и героизм, проявленные при ис­пытании новой авиационной техники, старшему летчику- испытателю, начальнику летно-испытательного Центра Ра­дику Абраровичу Бариеву присвоено звание Героя России.

«Полковник Бариев не раз рисковал своей жизнью, од­нако личное мужество и высокий профессионализм помо­гали ему всякий раз находить единственно верный выход из самых сложных ситуаций», - отметил Владимир Путин на церемонии награждения.

Несмотря на высокий пост, Бариев времени в небе проводит не меньше, чем раньше, ибо убежден, что в авиа­ции «свадебных генералов» не бывает. С годами перегруз­ки даются все труднее, поэтому после полетов - обяза­тельная реабилитация. Два часа в день Бариев обязатель­но проводит на тренажере и в общем-то физическоцй фор­мой своей доволен. «Доктора сказали, что лет на десять меня еще хватит», - улыбается ас. Вот таков он, Герой Рос­сии Радик Абрарович Бариев!

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International