В советский период нашей истории также проводились разработки административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции, тем более что советская власть с самого начала своего
существования столкнулась с серьезными проблемами взяточничества в системе государственной службы. Смена государственного строя не смогла искоренить коррупцию, а позволила ей мутировать и приспособиться к новой административной среде. При этом в работах тех лет о коррупции всегда указывалось, что эти явления – позорный пережиток прошлого и что советский государственный аппарат в будущем освободится от соответствующих негативных явлений.
Известен случай, когда по настоянию В.И. Ленина в 1918 г. было пересмотрено дело сотрудников следственной комиссии, которые обвинялись во взятках и ранее были приговорены к шести месяцам тюремного заключения. Декрет СНК о взяточниках 1918 г., инициированный Лениным, стал первым в Советской России нормативным актом, который предусматривал уголовную ответственность за взяточничество в виде лишения свободы на срок не менее 5 лет, соединенного с принудительными работами на тот же срок. Кроме того, Ленин поставил вопрос об исключении из партии судей, вынесших ранее слишком мягкие приговоры по этому делу. Новый приговор участникам процесса достиг 10 лет лишения свободы.
Интересно, что в этом декрете к совершенному преступлению приравнивалось и покушение на получение или дачу взятки. Учитывался и классовый подход: если взяткодатель не принадлежал к классу рабочих и крестьян, то он приговаривался «к наиболее тяжелым и неприятным принудительным работам», а все его имущество подлежало конфискации.
По Уголовному кодексу Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1922 года (УК РСФСР) получение взятки лицом, состоящим на государственной службе, совершенное при отягчающих обстоятельствах, влекло суровое наказание вплоть до высшей меры (расстрел) с конфискацией имущества. Аналогичная санкция за получение взятки предусматривалась и в УК РСФСР 1926 года.
В одном из циркуляров Наркомюста 1927 года предписывалось «в течение месяца повсеместно и единовременно назначить к слушанию по возможности исключительно дела о взяточничестве, оповестив об этом в газете, дабы создать по всей республике впечатление единой, массовой и организованно проводимой судебно-карательной кампании».
Взяткой стали признаваться любые подарки, совместительство в двух учреждениях, находящихся между собой в состоянии товарообменных или торговых операций, и т. п. Когда в связи с раскулачиванием взяточничество распространилось и в деревне, Пленум Верховного Суда в 1929 году определил: «Все случаи получения должностными лицами магарыча, то есть всякого рода угощения в каком бы то ни было виде, подлежат квалификации как получение взятки».
И. В. Сталин отменил смертную казни за коррупционные преступления. К ответственности как соучастников привлекали даже родственников коррупционера, которые знали, но ничего не сделали для выявления преступника. Более того, под суд попадали все, кто хоть краем уха слышал, но промолчал, что кто-то берет взятки или занимается другим незаконным делом. Ну и, конечно же, самое эффективное средство контроля – доносы. Доносы были массовыми, потому что за сокрытие увиденного преступления тоже полагалась уголовная ответственность. Как считает большинство исследователей, именно разветвленная сеть информаторов сыграла решающую роль в искоренении коррупции в стране. Потому что правительство создало такую ситуацию, когда «даже у стен есть уши» и вероятность сокрытия преступления снизилась почти до нуля. Сам И. В. Сталин жил скромно, не пользовался дорогими предметами, одевался просто. После него не осталось ни счетов в банках, ни вилл. Свою роль сыграла и мощная социальная и идеологическая пропаганда среди населения. Действительно, Сталин не победил коррупцию, но он смог ее локализовать до минимально приемлемых для общества размеров, когда подавляющее большинство чиновников работают честно и люди могут рассчитывать на государственные услуги и защиту всего лишь потому, что они – граждане Советского Союза.
С 1957 года официально приостановили борьбу с коррупцией, т.к. она
была признана редким явлением.
В брежневский период 1960–1980-х гг. был ослаблен номенклатурный
надзор, и неконтролируемые функционеры постепенно коррумпировали
систему. Коррупция разрасталась повсюду, на всех уровнях, во всех
республиках и регионах СССР. Теневая экономика развивалась
одновременно с коррупцией. Важным было не само накопление богатства, а
место в системе и способность защитить это место от возможных
посягательств.
Следует отметить, что в советских научных трудах термин «коррупция» вообще не использовался, а применялись такие понятия, как злоупотребление служебным положением, взяточничество и др. Термин «коррупция» стал широко использоваться лишь в конце 1980-х гг. Тогда проблема коррупции стала обсуждаться на высоком государственном уровне; по вопросам коррупции предпринимаются попытки принять важные политические решения, в том числе и законы о противодействии коррупции.
Однако противодействие советской власти коррупции прекратилось вместе с самой советской властью без особых результатов.
Список литературы:
1)Что такое коррупция и как с ней бороться. Из серии «Правовое просвещение населения». Федеральное бюджетное учреждение научный центр правовой информации. Москва, 2015г.
2) История борьбы с коррупцией в России. Сыромясов О.В., «Законовест», 2018 г.
3) Исторический опыт противодействия коррупции в системе государственной службы России. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2017, № 4, И.Д. Фиалковская.