Коррупция (лат. corruptio — порча, разложение, испорченность) — это собирательное понятие, означающее прямое использование прав лицом, имеющим определенные полномочия, связанных с его должностью, в целях личного обогащения.
Впервые понятие «коррупция» законодательно закреплено в Российской Федерации Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В соответствии с нормой ст. 1 этого закона коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Подробное описание коррупционных преступлений, на борьбу с которыми нацелены государственные и общественные институты, содержит и Конвенция ООН против коррупции и (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН). К ним отнесены подкуп должностных лиц, присвоение имущества должностным лицом, злоупотребление полномочиями в корыстных целях, незаконное обогащение (значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать), подкуп и хищение имущества в частном секторе, отмывание доходов от преступной деятельности.
Важно ясно понимать, что коррупция — это особая форма противоправной деятельности, направленной против общества, государственной власти, интересов государственной службы всех уровней; сделка между должностным лицом и лицом, вступившим в сговор. Отсюда незаконность получаемых материальных и нематериальных преимуществ, аморальность возникающей вокруг них социальной среды. Причем формы проявления коррупции разнообразны: взяточничество, незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, незаконная приватизация, незаконная поддержка и финансирование политических структур (партий и др.), предоставление льготных кредитов, заказов, использование личных контактов для получения доступа к общественным ресурсам — товарам, услугам, источникам доходов, привилегиям, оказание различных услуг родственникам, друзьям, знакомым и др.
Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т.д.).
Коррупция осуждается во всем мире, она причиняет весьма серьезный, а порой и невосполнимый ущерб обществу и государству, в конечном итоге причиняя ущерб каждому человеку независимо от того, состоит он на государственной службе или нет.
Коррупция — это в первую очередь система, и, если вы даете или берете взятку, принимаете участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды — вы становитесь частью коррупционной системы и несете персональную юридическую ответственность за противоправную деятельность. Кроме того, вы несете моральную ответственность, даже если просто закрываете глаза на какие-либо коррупционные факты — ведь это способствует дальнейшему их распространению.
КТО ЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ КОРРУПЦИОНЕРОМ?
В настоящее время законодатель к коррупционным правонарушениям относит разнообразные преступления, и в их числе наиболее распространенным и общественно опасным является взяточничество.
Рассматривая участников коррупции на примере взяточничества, стоит отметить, что в коррупционном процессе всегда участвуют две стороны. Одна сторона — это взяткополучатель (подкупаемый). Вторая сторона — это взяткодатель (осуществляющий подкуп). Также в процессе может участвовать и третья сторона — посредник.
ВЗЯТКОПОЛУЧАТЕЛЕМ (подкупаемым) может быть признано:
• должностное лицо — представитель власти, чиновник, выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;
• иностранное должностное лицо и должностное лицо публичной международной организации;
• лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, а также в некоммерческой организации, которая не является государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, государственной корпорацией.
Представитель власти — это государственный или муниципальный чиновник любого ранга: сотрудник областной или городской администрации, мэрии, министерства или ведомства, любого государственного учреждения, правоохранительного органа, воинской части или военкомата, судья, прокурор, следователь, депутат законодательного органа и т.д. К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, — это, например, начальник финансового и хозяйственного подразделения государственного и муниципального органа, ЖЭКа, РЭУ, член государственной экспертной призывной или экзаменационной комиссии, директор или завуч школы, ректор вуза и декан факультета, главврач больницы или поликлиники и т.д.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико- социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.
К лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, относятся лица, выполняющие функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях (например, директор, генеральный директор, член правления акционерного общества, председатель производственного или потребительского кооператива, руководитель общественного объединения, религиозной организации).
ВЗЯТКОДАТЕЛЬ (осуществляющий подкуп) — это любое лицо, которое предоставляет взяткополучателю (подкупаемому) некую выгоду в обмен на возможность пользоваться полномочиями этого лица в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обязательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных, административно-хозяйственных или управленческих функций.
ПОСРЕДНИК — это доверенное лицо одной из сторон при участии, которого ведутся переговоры между сторонами, т.е. выполняющее посреднические функции. Посредник действует по инициативе взяткодателя или взяткополучателя, от их имени, выполняет техническое поручение своего доверителя. Его роль ограничивается тем, что он помогает реализовать возникший у взяткодателя или взяткополучателя умысел на совершение данных преступлений.
УЧАСТИЕ РОДСТВЕННИКОВ В ПОЛУЧЕНИИ ВЗЯТКИ. Действия должностного лица также квалифицируются как получение взятки, если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия, и при этом он использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.
Список литературы:
Что такое коррупция и как с ней бороться. Из серии «Правовое просвещение населения». Федеральное бюджетное учреждение научный центр правовой информации. Москва, 2015г.