Борьба с коррупцией в Гонконге и Китае. В настоящее время эти страны считают наиболее успешными по эффективности борьбы с коррупцией. Так, в Гонконге, меры антикоррупционной политики начали реализовываться в 1974 г., когда коррупция достигла угрожающих размеров – практически все органы государственной власти и управления были поражены в той или иной степени коррупцией.
Наиболее действенными мерами антикоррупционной политики в Гонконге 70-80х г. прошлого века признаны следующие:
Китайская антикоррупционная политика широко известна мировому сообществу своими крайне жесткими мерами уголовного наказания в отношении лиц, признанных виновными в совершении коррупционных преступлений. Великому китайскому реформатору Дэн Сяопину принадлежат слова: «Мягкой рукой с преступностью не повоюешь и социальные уродства не выведешь». Эта установка лежит в основе всей борьбы с коррупцией в современном Китае.
Антикоррупционная борьба ведется в Китае с 80-х годов. На протяжении всех этих лет вопрос коррупции является одним из самых острых. Борьба с коррупцией в КНР ведется по разным направлениям, издаются различные директивы и резолюции по данному вопросу. Наряду с уже существующими централизованными структурами по борьбе с коррупцией, таких как Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины и Министерство контроля, в декабре 2007 года руководство КНР создало Государственное управление по предупреждению (противодействию) коррупции. К функциям нового ведомства, подчиненного госсовету КНР, относятся и выявление коррупционеров, и разработка целых комплексов антикоррупционных мер, и даже ведение собственных расследований.
Одним из видов борьбы с «казнокрадством» в Китае является ротация кадров во всех органах власти, которая способствует тому, что у чиновников нет возможности использовать уже сложившиеся служебные, родственные, дружеские и другие связи, способствующие незаконным действиям.
Большое внимание в Китае уделяется формированию у государственных служащих высоких моральных и нравственных принципов, а также повышению чувства долга и ответственности за свою деятельность.
Честно и добросовестно работающие чиновники в КНР пользуются уважением общества, имеют приличный уровень жизни, солидный социальный пакет: достойная пенсия, бесплатное образование детей, качественное медицинское обслуживание и пр.
Начиная с 1982 года, в соответствии с Уголовным кодексом, взяточничество в Китае являлось преступлением и каралось либо пожизненным заключением, либо казнью. Со временем изменилась только технология самой казни – вместо расстрелов ввелись более «гуманные» смертельные инъекции. В законодательстве Китая предусмотрено два вида смертных приговоров: с немедленным исполнением и с отсрочкой приведения в исполнение до двух лет. Суровость антикоррупционного законодательства Китая объясняется тем, что китайское руководство именно в произволе чиновников усматривает самую серьезную угрозу экономического развития и процветания страны.
Примечание: Согласно Уголовному кодексу КНР, если сумма незаконных доходов чиновников превышает 100 тыс. юаней ($14,3 тыс.), то за это предусматривается срок заключения на 10 и более лет, вплоть до пожизненного. Но если «обстоятельства особенно серьезные», то выносится смертный приговор с конфискацией всего имущества. Так, жестокое наказание понесли чиновники самого высокого ранга. В 2010 году был расстрелян вице-мэр Пекина Лю Чжихуа. Он семь лет возглавлял управление китайской «Силиконовой долиной» – наукоградом Чжунгуанцунь в северо-западном университетском предместье Пекина. Кроме того, расстрелянный вице-мэр сумел крупно нажиться на пекинской Олимпиаде 2008 года. Сделав свою любовницу хозяйкой одной из строительных компаний, он давал ей выгодные подряды на возведение олимпийских объектов и к тому же брал взятки за отвод земельныхучастков.
В декабре 2009 года к смертной казни приговорена самая молодая в стране миллионерша по имени У Ин. Суд средней инстанции города Цзиньхуа признал 28летнюю бизнесвумен виновной в получении обманным путем 384 миллионов юаней ($56 млн) и приговорил ее к высшей мере наказания.
Жесточайшие репрессии проводятся не только в отношении крупных чиновников. Под страхом гильотины находятся в Китае и крупные бизнесмены – местные олигархи.
Главное в китайском опыте для российских условий – это обеспечение последовательности и преемственности взятого курса на искоренение коррупции и в неотвратимости и жестокости наказания коррупционеров.